Домашние задание для… домашних?

Домашнее задание – важная часть обучения и развития вашего ребёнка. Выполняя домашнее задание, ребёнок получает лучшее осознание пройденного материала на уроке, его закрепление, а также у него формируются навыки самостоятельного применения знаний.

Но без Вашей помощи, без помощи родителя, ребёнку сложно научиться выполнять задания дома самостоятельно. Ему необходима ваша опора и поддержка, пока он не сможет выполнять домашнюю работу полностью сам.

Если Ваш ребёнок учится в интегрированном классе или посещает учителя-дефектолога на пункте коррекционно-педагогической помощи, Ваша поддержка и помощь при выполнении домашнего задания ему необходима еще больше для лучшего закрепления новых знаний, будь то примеры по математике или новый выученный звук.

Как можно и нужно помогать?

  1. Составьте расписание. Детям сложно планировать свое собственное время – вокруг столько развлечений и так не хочется тратить время еще и на учёбу. Помогите своему ребенку ввести в привычку выполнять домашние задания и задания учителя-логопеда каждый день в одно и то же время. Составьте расписание, учитывая, сколько времени Вашему ребёнку нужно отдохнуть после школьных уроков и когда он будет готов сесть за домашние задания. Не забывайте давать отдохнуть после каждого выполнено урока.
  2. Учите самостоятельности и организованности. Уточняйте, какие уроки у ребёнка завтра и какие тетрадки нужно подготовить. Покажите, где находится запись домашнего задания, попросите ребёнка, чтобы он показал вам её сам. Просите объяснить Вам, что ему нужно сделать и какое задание ему дали. Это необходимо, чтобы у ребёнка вырабатывался навык находить это самостоятельно, без вашей помощи и напоминаний.
  3. Помогайте, когда это действительно нужно. Ваша задача – не решить все задания за ребёнка, а научить его делать это самостоятельно. Находитесь рядом, пока он выполняет домашнюю работу, помогайте находить нужное правило или тему в учебнике, если у него возникают трудности. Потерпите, если на какое-то задание у него уходит намного больше времени, чем на другое, не спешите его торопить или подсказывать – дайте возможность решить до конца самому и только в случае ошибки помогите найти правильный ответ. Помните, что в домашней работе главное не быстрый и красивый конечный продукт, а полученный навык самостоятельности.
  4. Исключите негативные высказывания. Родитель – помощник и проводник в самостоятельную жизнь, а не тиран. Не критикуйте, не злитесь, если ребёнок совершает ошибки. Объясните правило еще раз, если ребёнок его не понял, попробуйте объяснить другими словами. Помните, что чем больше вы ребёнка критикуете, тем меньше ребёнок понимает в теме урока и начинает концентрироваться на вашей оценке его работы. Хвалите его за правильное выполнение, поддерживайте, если возникают трудности.
  5. Не отвлекайтесь. Детям сложно сконцентрироваться на задании, если рядом играет телевизор, гремит посуда или родители громко говорят по телефону. Займитесь схожим заданием с работой ребёнка – почитайте книгу, займитесь своими документами. Видя, что вы тоже заняты спокойной и тихой работой, ребёнку будет проще сфокусировать внимание на своих заданиях.

Со школьными уроками понятно. Зачем домашнее задание от учителя-логопеда и учителя-дефектолога?

Успех коррекционного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития и речевыми нарушениями во многом определяется степенью участия родителей. Выполняя дома задания от логопеда и дефектолога Вы помогаете ребёнку закрепить изученный на коррекционном занятии материал и помочь научиться пользоваться им в повседневной жизни, а не только на занятиях. Простыми словами, если ребёнок научился говорить звук Р, но не будет его закреплять дома в своей речи, то ему будет сложнее учиться произносить его в словах в общении с друзьями и знакомыми.

Каким может быть домашнее задание от учителя-логопеда?

  • артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков;
  • упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений;
  • задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза;
  • серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
  • задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов;
  • задания на развитие мелкой моторики: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов;
  • задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

 

Только при совместной работе учителя, учителя-дефектолога и родителей Ваш ребёнок получит всю необходимую ему помощь и поддержку для его развития и обучения!

 

Учитель-дефектолог  Уласевич Д.В.   

поделиться в: