Домашнее задание – важная часть обучения и развития вашего ребёнка. Выполняя домашнее задание, ребёнок получает лучшее осознание пройденного материала на уроке, его закрепление, а также у него формируются навыки самостоятельного применения знаний.
Но без Вашей помощи, без помощи родителя, ребёнку сложно научиться выполнять задания дома самостоятельно. Ему необходима ваша опора и поддержка, пока он не сможет выполнять домашнюю работу полностью сам.
Если Ваш ребёнок учится в интегрированном классе или посещает учителя-дефектолога на пункте коррекционно-педагогической помощи, Ваша поддержка и помощь при выполнении домашнего задания ему необходима еще больше для лучшего закрепления новых знаний, будь то примеры по математике или новый выученный звук.
Как можно и нужно помогать?
- Составьте расписание. Детям сложно планировать свое собственное время – вокруг столько развлечений и так не хочется тратить время еще и на учёбу. Помогите своему ребенку ввести в привычку выполнять домашние задания и задания учителя-логопеда каждый день в одно и то же время. Составьте расписание, учитывая, сколько времени Вашему ребёнку нужно отдохнуть после школьных уроков и когда он будет готов сесть за домашние задания. Не забывайте давать отдохнуть после каждого выполнено урока.
- Учите самостоятельности и организованности. Уточняйте, какие уроки у ребёнка завтра и какие тетрадки нужно подготовить. Покажите, где находится запись домашнего задания, попросите ребёнка, чтобы он показал вам её сам. Просите объяснить Вам, что ему нужно сделать и какое задание ему дали. Это необходимо, чтобы у ребёнка вырабатывался навык находить это самостоятельно, без вашей помощи и напоминаний.
- Помогайте, когда это действительно нужно. Ваша задача – не решить все задания за ребёнка, а научить его делать это самостоятельно. Находитесь рядом, пока он выполняет домашнюю работу, помогайте находить нужное правило или тему в учебнике, если у него возникают трудности. Потерпите, если на какое-то задание у него уходит намного больше времени, чем на другое, не спешите его торопить или подсказывать – дайте возможность решить до конца самому и только в случае ошибки помогите найти правильный ответ. Помните, что в домашней работе главное не быстрый и красивый конечный продукт, а полученный навык самостоятельности.
- Исключите негативные высказывания. Родитель – помощник и проводник в самостоятельную жизнь, а не тиран. Не критикуйте, не злитесь, если ребёнок совершает ошибки. Объясните правило еще раз, если ребёнок его не понял, попробуйте объяснить другими словами. Помните, что чем больше вы ребёнка критикуете, тем меньше ребёнок понимает в теме урока и начинает концентрироваться на вашей оценке его работы. Хвалите его за правильное выполнение, поддерживайте, если возникают трудности.
- Не отвлекайтесь. Детям сложно сконцентрироваться на задании, если рядом играет телевизор, гремит посуда или родители громко говорят по телефону. Займитесь схожим заданием с работой ребёнка – почитайте книгу, займитесь своими документами. Видя, что вы тоже заняты спокойной и тихой работой, ребёнку будет проще сфокусировать внимание на своих заданиях.
Со школьными уроками понятно. Зачем домашнее задание от учителя-логопеда и учителя-дефектолога?
Успех коррекционного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития и речевыми нарушениями во многом определяется степенью участия родителей. Выполняя дома задания от логопеда и дефектолога Вы помогаете ребёнку закрепить изученный на коррекционном занятии материал и помочь научиться пользоваться им в повседневной жизни, а не только на занятиях. Простыми словами, если ребёнок научился говорить звук Р, но не будет его закреплять дома в своей речи, то ему будет сложнее учиться произносить его в словах в общении с друзьями и знакомыми.
Каким может быть домашнее задание от учителя-логопеда?
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков;
- упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений;
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза;
- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов;
- задания на развитие мелкой моторики: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов;
- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
Только при совместной работе учителя, учителя-дефектолога и родителей Ваш ребёнок получит всю необходимую ему помощь и поддержку для его развития и обучения!
Учитель-дефектолог Уласевич Д.В.